Младенец, Мария, Иосиф, цари,
скотина, верблюды, их поводыри,
в овчине до пят пастухи-исполины
- все стало набором игрушек из глины.
В усыпанном блестками ватном снегу
пылает костер. И потрогать фольгу
звезды пальцем хочется; собственно, всеми
пятью - как младенцу тогда в Вифлееме.
Тогда в Вифлееме все было крупней.
Но глине приятно с фольгою над ней
и ватой, разбросанной тут как попало,
играть роль того, что из виду пропало.
Иосиф Бродский. "Presepio"
Перед Рождеством в старину по домам ходили христославы, были среди них и те, которые показывали вертеп. Вертепом называется представление, изображающее Рождество Христово и связанные с ним события. Происходит слово "вертеп" от древнерусского "вьртьпъ" - "пещера". Такое название вертеп получил в связи с тем, что первоначально основное разыгрываемое в нем действо отражало евангельский рассказ, согласно которому Мария и Иосиф с только что появившимся на свет Иисусом Христом скрывались в пещере во время бегства из Иордании в Египет от злодеяний царя Ирода, повелевшего убить всех младенцев, чтобы погубить новорожденного Христа.
Истоки вертепа восходят к западноевропейской средневековой традиции устанавливать в церквях на Рождество ясли и фигурки Богородицы, младенца Иисуса Христа, пастухов, осла и быка.
Начало этой традиции было положено в Италии святым Франциском Ассизским. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Франциск велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С тех пор ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа - "презепе".
Сначала вертепы изготавливали для храмов, их делали достаточно большими. Позже вертепы полюбили иезуиты, посчитав, что подобные изображения будут укреплять веру. С XIV-XV веков вертепы стали изготавливать не только монахи, но и ремесленники. Фигурки вырезались из дерева, им шили из ткани одежду.
Настоящий рассвет мастерства наступил в XVII веке: искусно выполненные фигурки, составляющие сложные композиции, стали появляться в домах богатых людей. Самыми роскошными считались неаполитанские вертепы. Помимо Святого семейства в вертепах стали изображать и простых горожан, восточных вельмож, сцены из городской жизни.
Постепенно традиция делать рождественские вертепы распространилась из Италии в другие европейские страны.
Фигурки в вертепах стали делать подвижными, представления показывать в переносных ящиках. Подобные представления были известны у славян-католиков в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше, Правобережной Украине и в Западной Белоруссии. Так, в Польше такой вертепный театр сложился к концу ХVI в. и носил название "шопка" или "яселки".
В Россию вертепный театр проник в конце ХVII - начале ХVIII в.в. через Украину и Белоруссию; в последней он назывался "батлейкой". У русских основное распространение вертеп получил в Сибири, унаследовав украинскую традицию, так как еще в ХVII в. в г. Тобольск были направлены для работы в славяно-греческой школе и семинарии воспитанники Киево-Могилянской академии (разыгрывание вертепной рождественской драмы здесь входило в учебную программу), и в западнорусских губерниях - Новгородской, Смоленской, где очевидным было влияние на кукольный театр белорусской батлейки.
Вертепные представления разыгрывали профессиональные бродячие кукольники или любители: крестьяне, солдаты, священнослужители, мещане. Как правило, вертепщики приурочивали представления к Святкам; но, например, в Сибири (в Иркутске) с вертепом могли ходить по домам от Рождества до Масленицы. Здесь же были известны не только переносные, но и стационарные кукольные театры такого типа; вход на представление стоил пять-десять копеек. Позже, в конце ХIХ - начале ХХ в.в. разыгрывание вертепных спектаклей превратилось в профессиональный промысел. Так, выходцы из Новгородской губернии отправлялись на гастроли по разным местностям России, ориентируясь уже не на святочный период, а на время проведения ярмарок.
Переносной ящик для вертепа изготавливался из досок или из картона. Как правило, он состоял из двух ярусов, реже - из одного или трех. Обращенная к зрителям сторона вертепного ящика закрывалась тканью-занавесом яркого цвета или ставнем, опускавшимся вниз и закрывавшим манипуляции, производимые руками вертепщика. В "полу" обоих ярусов проделывались прорези для того, чтобы куклы, закрепленные на стержнях, могли двигаться. Пол покрывался мехом, и поэтому прорези в нем не были заметны. Для рук вертепщика, водившего кукол, было предусмотрено пустое пространство между верхним и нижним ярусами, заклеенное со стороны зрителя бумагой. По бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков для освещения сцены в вечернее время.
Куклы изготавливались из дерева, реже лепились из глины. Их вырезали высотой в восемнадцать-двадцать сантиметров, довольно четко отражая особенности строения человеческого тела или животных, рисовали красками лицо, одевали в одежду из тканей и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам проговаривал все роли, изменяя голос в зависимости от характера персонажа. Он скрывался за ящиком, где также могли находиться музыканты и хор.
Верхний ярус вертепного ящика назывался "небом", "пещерой" или "хлевом"; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных. Нижний ярус назывался "землей" или "дворцом"; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. "Дворец" украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы "входили" и "выходили" через две двери в боковых стенках ящика.
Вертепное представление имело две части: религиозную и бытовую; причем со временем первая значительно сократилась. Вторая часть вертепа, совершенно не связанная с рождественской тематикой, включала без особого порядка разнообразные сценки на основе местного материала: бытовые анекдоты, исторические эпизоды, просто танцы кукол, изображающих людей разных национальностей. Очень популярны были шуточные и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, кичливость и прочее.
После 1917 г., когда начались гонения на религию и церковь, вертепный театр был практически полностью утерян. Отдельные виды театра остались только в некоторых деревнях Молдавии, в Белорусии и Западной Украине; да в музеях сохранились вертепные ящики и комплекты кукол.
В 1980 г. фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского решил восстановить подлинный вертеп для программы "Русский народный театр". Покровский обратился за содействием к исследователю театра кукол, режиссеру, фотографу Виктору Новацкому. Новацкий проделал огромную исследовательскую работу, изучая музейные вертепные экспонаты, пытаясь понять и "оживить" его кукольную жизнь. Им была проделана и сложнейшая текстологическая работа: по крохам собрано все, что было опубликовано в начале XX в., добавлены фрагменты из двух неопубликованных вертепных текстов, предоставленных сотрудником кафедры фольклора МГУ Э. Померанцевой. Вертеп Покровского и Новацкого положил начало возрождению живого народного театра в России.
В настоящее время существует большое количество как кукольных, так и "живых" вертепов. Вертепами украшаются православные храмы на Рождество.
Вертепные представления разыгрываются на детских утренниках, проводимых церковью, участвуют в фестивалях искусств.
Источники: http://brodsky.ouc.ru, http://en.wikipedia.org, http://www.kreml.ru, http://www.biancoloto.com, http://www.ethnomuseum.ru, http://umbria-verde.net, http://krugosvet.ru, http://www.patriarchia.ru, http://www.zaslaue.by, http://www.krakow-info.com, http://www.foma.ru, http://www.youtube.com, http://www.booth.ru
скотина, верблюды, их поводыри,
в овчине до пят пастухи-исполины
- все стало набором игрушек из глины.
В усыпанном блестками ватном снегу
пылает костер. И потрогать фольгу
звезды пальцем хочется; собственно, всеми
пятью - как младенцу тогда в Вифлееме.
Тогда в Вифлееме все было крупней.
Но глине приятно с фольгою над ней
и ватой, разбросанной тут как попало,
играть роль того, что из виду пропало.
Иосиф Бродский. "Presepio"
Перед Рождеством в старину по домам ходили христославы, были среди них и те, которые показывали вертеп. Вертепом называется представление, изображающее Рождество Христово и связанные с ним события. Происходит слово "вертеп" от древнерусского "вьртьпъ" - "пещера". Такое название вертеп получил в связи с тем, что первоначально основное разыгрываемое в нем действо отражало евангельский рассказ, согласно которому Мария и Иосиф с только что появившимся на свет Иисусом Христом скрывались в пещере во время бегства из Иордании в Египет от злодеяний царя Ирода, повелевшего убить всех младенцев, чтобы погубить новорожденного Христа.
Истоки вертепа восходят к западноевропейской средневековой традиции устанавливать в церквях на Рождество ясли и фигурки Богородицы, младенца Иисуса Христа, пастухов, осла и быка.
Начало этой традиции было положено в Италии святым Франциском Ассизским. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Франциск велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С тех пор ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа - "презепе".
Джотто. "Святой Франциск в Греччо" |
"Презепе" |
Неаполитанский рождественский вертеп. Из собрания Королевского дворца в Казерте |
Фигурки в вертепах стали делать подвижными, представления показывать в переносных ящиках. Подобные представления были известны у славян-католиков в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше, Правобережной Украине и в Западной Белоруссии. Так, в Польше такой вертепный театр сложился к концу ХVI в. и носил название "шопка" или "яселки".
Шопка из Исторического музея Кракова |
Вертепные представления разыгрывали профессиональные бродячие кукольники или любители: крестьяне, солдаты, священнослужители, мещане. Как правило, вертепщики приурочивали представления к Святкам; но, например, в Сибири (в Иркутске) с вертепом могли ходить по домам от Рождества до Масленицы. Здесь же были известны не только переносные, но и стационарные кукольные театры такого типа; вход на представление стоил пять-десять копеек. Позже, в конце ХIХ - начале ХХ в.в. разыгрывание вертепных спектаклей превратилось в профессиональный промысел. Так, выходцы из Новгородской губернии отправлялись на гастроли по разным местностям России, ориентируясь уже не на святочный период, а на время проведения ярмарок.
Переносной ящик для вертепа изготавливался из досок или из картона. Как правило, он состоял из двух ярусов, реже - из одного или трех. Обращенная к зрителям сторона вертепного ящика закрывалась тканью-занавесом яркого цвета или ставнем, опускавшимся вниз и закрывавшим манипуляции, производимые руками вертепщика. В "полу" обоих ярусов проделывались прорези для того, чтобы куклы, закрепленные на стержнях, могли двигаться. Пол покрывался мехом, и поэтому прорези в нем не были заметны. Для рук вертепщика, водившего кукол, было предусмотрено пустое пространство между верхним и нижним ярусами, заклеенное со стороны зрителя бумагой. По бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков для освещения сцены в вечернее время.
Куклы изготавливались из дерева, реже лепились из глины. Их вырезали высотой в восемнадцать-двадцать сантиметров, довольно четко отражая особенности строения человеческого тела или животных, рисовали красками лицо, одевали в одежду из тканей и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам проговаривал все роли, изменяя голос в зависимости от характера персонажа. Он скрывался за ящиком, где также могли находиться музыканты и хор.
Вертеп начала XIX века |
Вертепное представление имело две части: религиозную и бытовую; причем со временем первая значительно сократилась. Вторая часть вертепа, совершенно не связанная с рождественской тематикой, включала без особого порядка разнообразные сценки на основе местного материала: бытовые анекдоты, исторические эпизоды, просто танцы кукол, изображающих людей разных национальностей. Очень популярны были шуточные и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, кичливость и прочее.
После 1917 г., когда начались гонения на религию и церковь, вертепный театр был практически полностью утерян. Отдельные виды театра остались только в некоторых деревнях Молдавии, в Белорусии и Западной Украине; да в музеях сохранились вертепные ящики и комплекты кукол.
Белорусская батлейка из музея-заповедника "Заславль" |
Вертеп из коллекции Виктора Новацкого |
Рождественский вертеп в храме прп. Марона Пустынника |
Часть спектакля театра Александра Грефа "Бродячий вертеп"
Источники: http://brodsky.ouc.ru, http://en.wikipedia.org, http://www.kreml.ru, http://www.biancoloto.com, http://www.ethnomuseum.ru, http://umbria-verde.net, http://krugosvet.ru, http://www.patriarchia.ru, http://www.zaslaue.by, http://www.krakow-info.com, http://www.foma.ru, http://www.youtube.com, http://www.booth.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий