"Бандонеон был изобретён в Германии,
чтобы аккомпанировать церковной службе,
но очень быстро нашёл себя
в публичных домах Буэнос-Айреса".
Астор Пьяццолла
Виллем Хаенраетс. "Бандонеон"
Бандонеон относится к группе язычковых музыкальных инструментов. Звук издают колебания металлических язычков, когда воздух, нагнетаемый мехами во время игры, проходит сквозь щели в металлических пластинах.
Весит инструмент около пяти килограмм, его размеры 22 х 22 х 40см.
Бандонеон фирмы "Pigini"
Бандонеон имеет четырехугольную форму и дает два разных звука при смене движения меха. На вдохе мехов и на выдохе одна и та же кнопка бандонеона может играть разные ноты. Кроме того, качество звука можно сделать разным, добавляя в игру колено ноги, на которую кладется бандонеон во время игры.
Элайн Хьюз. "Бандонеонист"
Хотя бандонеон изобретен относительно недавно, не существует однозначного мнения о его происхождении. Его можно считать прямым потомком немецкой концертины, изобретённой Карлом Фридрихом Улигом в Чемнице около 1835 года. Многие исследователи сходятся во мнении, что к изобретению бандонеона имел непосредственное отношение немецкий музыкант и торговец музыкальными инструментами Генрих Банд, родом из города Крефельда. Достоверно известно, что Банд открыл свой музыкальный магазин в 1843 году и предположительно в 1846 году здесь им мог быть продан первый бандонеон. Считается, что бандонеон унаследовал фамилию своего вероятного создателя. Впрочем, встречались и иные вариации названия этого инструмента: бандонион, банденеон, бандолион, бандолеон, мандолин, мандолеон.
В 1986 году исследователь бандонеона Мануэль Роман предложил особую точку зрения на происхождение инструмента. Он утверждает, что родным отцом-создателем бандонеона был Карл Циммерманн, а вовсе не Генрих Банд. Мануэль Роман основывается на газетном объявлении, данном Генрихом Бандом в 1850 году, в котором сообщается: "Любителям аккордеона: в нашем магазине представлены новейшего производства аккордеоны, существенно усовершенствованной модели, округлой или восьмиугольной формы, с 88 или 104 тонами". Исследователь замечает, что наименования "бандонеон" в объявлении Генрихом Бандом не употребляется и не утверждается, что "существенно усовершенствованная модель" является его, Банда, собственным изобретением. Роман также добавляет, что Карл Циммерманн в 1849 году представил собственное изобретение, названное им "карсфельдская концертина" на Промышленной ярмарке в Париже и это могла быть пресловутая "существенно усовершенствованная модель", рекламируемая Генрихом Бандом годом позже.
Как бы то ни было, бандонеон получил в Германии большое распространение. Было создано "Общество любителей игры на немецкой концертине и бандонеоне", издавалась даже специальная газета. Бандонеон стал не только любимым домашним инструментом, но и стал использоваться в профессиональном музицировании: было создано большое количество ансамблей и оркестров.
Бандонеон поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, но в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров.
Первые образцы бандонеона были завезены в Буэнос-Айрес в конце XIX века, предположительно около 1870 года при весьма туманных обстоятельствах. Первым, кто включил бандонеон в музыкальный ансамбль, был Доминго Санта-Крус. Флейты, гитары и скрипки (изредка мандолины и аккордеоны) составили первые ансамбли с участием бандонеона.
В период между двумя мировыми войнами в Аргентину из Германии были экспортированы десятки тысяч бандонеонов. Монополист, фирма "Alfred und Arnold", так и писала в своих рекламных проспектах: "идеальный инструмент для идеальной интерпретации аргентинского танго".
Одним из наиболее известных исполнителей на бандонеоне был аргентинский композитор Астор Пьяццолла, сочинивший для него большое количество произведений.
Обложка альбома Астора Пьяццолы "Bandoneon Sinfonico"
В завершении рассказа об истории бандонеона - выступление Астора Пьяццоллы со своим квинтетом на джазовом фестивале в Монреале в 1984 г.
Бандонеон супер инструмент, спасибо!
ОтветитьУдалить