Рождественская или новогодняя елка - это форма отображения одного из древних символов человечества - Мирового Древа, Космической Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов.
Первую рождественскую елку установили в Риге. Доказательством этому являются документы, найденные в рижских архивах, и самая старая в мире елочная игрушка. Датой рождения рождественской елки можно считать 1510 год (до сих пор ведутся споры о том, где же появилась первая елка, между Ригой и Таллином, так как по другим источникам, в Таллине первая елка на таллинской ратушной площади появилась в 1441 году).
К сожалению, о рижской елке известно совсем мало. Елка была установлена перед домом Черноголовых, а после праздника дерево было сожжено. Но как бы то ни было, многие исследователи сходятся в одном: традиция наряжать елку появилась в исторически многонациональной Риге в результате смешения христианских и языческих верований.
Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад. Именно тогда вечнозеленые красавицы стали каждый год устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине XIX века.
Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате скромное дерево стало символом Рождества.
В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Петр I; первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, в 1700 году.
Первая публичная рождественская елка была наряжена 7 января 1852 года в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала.
В 1916 году во время Первой мировой войны Священный Синод усмотрел в елке вражеское немецкое влияние и ёлка была запрещена.
Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года, также в "северной столице".
В 1927 году, в ходе начавшейся антирелигиозной кампании Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена "религиозным пережитком".
Однако перед наступлением 1936 года по инициативе Павла Постышева елка была вновь разрешена, но уже как новогодняя.
В газете "Правда" за 28 декабря 1935 года появилась статья Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!": "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!"
А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, с 1992 года - в Государственном Кремлевском дворце.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!"
А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, с 1992 года - в Государственном Кремлевском дворце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий