понедельник, 12 декабря 2011 г.

Международный день чая

15 декабря отмечается Международный день чая. Праздник этот достаточно молодой - по инициативе Центра по Образованию и Общению установлен с 2005 года.


Выбор даты связан с тем, что именно 15 декабря была принята "Мировая Декларация Прав работников чайной индустрии". 
Целью проведения Международного дня чая было заявлено привлечение внимания общества и политиков к проблемам продажи чая, положению работников чайных производств, сложностям, возникающим у небольших производителей в борьбе с большими корпорациями, а также популяризация этого напитка в мире.
Отмечается этот праздник, в первую очередь, в странах, которые являются основными производителями чая, - в Индии, Шри-Ланке, Вьетнаме, Индонезии, Кении, Танзании и др.


Но постепенно локально начали отмечать этот праздник и в России, ведь в нашей стране чай - один из самых любимых напитков. Хотя после 1990-х годов потребление его значительно снизилось и составляет около 600 г на человека в год.
Сырьём для изготовления чая являются листья чайного куста, который выращивают в массовом количестве на специальных плантациях. 


Для произрастания этого растения необходим тёплый климат с достаточным количеством влаги, не застаивающейся у корней. Большинство чайных плантаций располагается на горных склонах в районах с тропическим или субтропическим климатом.


Признанной родиной чая является Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама. Именно из Китая в мировые языки пришло слово "чай": из северокитайского "cha" через тюркские языки в Россию пришло русское "чай", а вот в Европу пришло южнокитайское "te".
Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности – к 2700 годам до нашей эры. Об открытии чая рассказывают многочисленные чайные легенды Китая, Индии, Японии. Например, по одной из них, чай возник во времена творения Земли и Неба, его связывают с именем Государя Солнца Янь-ди. По другой – император Южного Китая Чен Нунг (III тысячелетие до н. э.) однажды попробовал напиток, который случайно получился из листьев, упавших с куста в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать и сохранить эти листья, а также издал указ о применении его по всей стране.
Индусы считают, что чайный куст случайно обнаружил принц Бодхидхарма, путешествуя по Южному Китаю. По японской же легенде чайный куст вырос на том месте, куда упали веки принца Дарумы, которые он обрезал себе, чтобы не заснуть во время медитации. С этого куста последователи Дарумы собрали листья и приготовили бодрящий напиток.
Долгое время в мире считалось, что кусты – единственный вид этого растения. И лишь в XIX веке в Индии, в провинции Ассам, в Бирме и Лаосе были открыты чайные деревья. Следуя широтной зональности – с юга на север – деревья сменяются кустами.
Использовать чай как напиток на его родине начали в V веке. Чай ценился очень высоко – это был напиток императора, который они иногда дарили своим сановникам в знак поощрения. Но постепенно к Х веку чай уже стал национальным напитком в Китае.


В Японии чай известен, по крайней мере, с IX века, тогда же из Китая были привезены семена чая. В первые века это был напиток буддистских монахов и дворцовой знати. В быт самураев чай был введён после того, как в 1214 году монах Эйсай представил книгу "Кисса Ёдзёки" о сохранении здоровья с помощью чая. В XIV—XV веках у знати вошли в практику "чайные турниры" - своеобразное развлечение, когда в большой компании, в богатой, роскошной обстановке дегустировался чай, привезённый из различных мест, и от участников требовалось определить происхождение и сорт пробуемого чая. В XIV—XVI веках была выработана знаменитая японская чайная церемония, пионером которой был монах Мурата Дзюко.


В Европу чай попал в XVI–XVIII веках. Его европейскими "первооткрывателями" стали португальцы и голландцы. Укоренившись в Нидерландах, употребление этого напитка превратилось в традицию послеобеденного чаепития и распространилось через Атлантику до Нью-Амстердама. В 1664 году купцы Ост-Индской английской компании привезли в дар своему королю два фунта чая. Дар был принят, а напиток оценен, и с этого времени началось триумфальное шествие чая. Причем, как и прежде в Китае, он был доступен лишь богатым и знати, являлся предметом роскоши. Простым горожанам он стал доступен лишь с конца XVIII века, после снижения чайного налога.


В XIX веке география чая значительно расширилась: его стали выращивать на Яве, Суматре, во Вьетнаме, в Африке и Южной Америке, а в начале ХХ века – в Северной Италии и Южной Швейцарии. В настоящее время разведение чая освоено и в Австралии.

В России чай появился впервые в начале XVII века и пришел из Китая. Он был прислан монгольским правителем в подарок царю Михаилу Федоровичу – основателю династии Романовых. Этот напиток не сразу вошел в повсеместное употребление. 


На Руси по-прежнему варили квас, пиво, брагу, пили сбитень. Был и свой чай – из иван-чая и мяты. Однако постепенно китайский чай вытеснил все эти старые славянские напитки и занял ключевое место в рационе: чай с молоком, с хлебом часто заменял крестьянину завтрак. Сахар не клали, а пили через сахар, или вприкуску (откусывая маленькие кусочки). Иногда вместо сахара использовали изюм.
Своеобразно готовили чай в Сибири. Там чаще пили кирпичный чай, продававшийся в виде прессованных плиток черного или красного цвета (так называемых кирпичей). Плитку толкли в ступе, затем всыпали толченый чай в чугунок и варили в печи. Затем переливали напиток в байдару – высокий глиняный сосуд. 
Чай вошел в число повседневных напитков в XIX веке. Его привозили по большей части из Китая, впрочем некоторые зажиточные горожане предпочитали индийский цветочный (лучший сорт, изготавливавшийся из молодых почек). Доступнее был черный – байховый и "фирменный" – кирпичный. Сельские жители добавляли при заварке высушенные цветки, листья некоторых растений: мяты, смородины, малины, липы, розы, даже моркови. Очень популярен был чай в соседней Китаю Сибири. Здесь его пили после каждой трапезы.
Русские не только полюбили этот напиток, но и создали новые, свои национальные способы его приготовления. Чаепитие в России, как и на родине чая, превратилось в настоящий ритуал.
К чаю подавали хлебные изделия: сушки, баранки, печенье. В зажиточных семьях – конфеты и сливки. Особенно добавление молока и сливок к чаю укоренилось в тех местностях, которые соседствовали с тюркскими и монгольскими народами.
В отличие от стран Востока, где одной из целей чайной церемонии было постижение себя, самоизучение и умиротворение, в России чаепитие всегда было направлено на создание дружеской и раскованной атмосферы, на установление приятной для общения обстановки.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий