На северо-западе Москвы на улице Свободы, вл. 50-56, расположен Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России.
Музей был создан в 2003 году на основании Постановления Правительства Москвы. Ранее, в 1999 году, к мэру Москвы Лужкову обратились ветераны ВМФ с предложением создать музей, и их инициатива была мэром поддержана. В 2003 году было определено место для создания будущего музея - Химкинское водохранилище в Северном Тушино. Открытие музея состоялось 26 июля 2006 года.
В состав экспозиции музея входят: подводная лодка Б-396, экраноплан "Орленок", катер на воздушной подушке "Скат" и небольшая выставка на площадке боевой техники (имитатор торпеды, аварийный буй, выдвижные антенные устройства).
Основной экспонат музея - большая дизельная подводная лодка Б-396 проекта 641Б. Лодка была спроектирована в Ленинграде на нынешнем ЦКБ "Рубин", а построена в 1979 году на заводе "Красное Сормово".
Лодка относится к лодкам 2-го поколения отечественного судостроения. Ее длина - 90,6 м, ширина - 8,6 м, надводное водоизмещение - 2750 т, подводное водоизмещение - 3550 т.
С 1980 по 1998 годы лодка несла службу в составе эскадры подводных лодок Северного флота в Атлантическом океане, на Средиземном море, у западного побережья Африки, в Норвежском и Баренцевом морях. А в 1998 году была списана и выведена из состава ВМФ России. В начале 2000-х годов лодка была переоборудована под музей в Северодвинске на Севмаше.
Лодка состоит из семи отсеков. Осмотр музея начинается с торпедного отсека, в котором представлены вооружение, приборы управления, различная аппаратура, спасательный гидрокостюм подводника.
После торпедного отсека следует жилой, а за ним - центральный пост управления. Здесь расположены центральный пост, штурманская, гидроакустическая и радиолокационная рубки. Часть оборудования находится во включенном состоянии.
В дизельном отсеке представлен дизельный двигатель правого борта производства Коломенского завода, а также центральный пункт управления дизелями и различные механизмы.
В последнем кормовом жилом отсеке оборудованы спальные места команды. Конечно, условия службы на подводной лодке никак нельзя назвать комфортными. Как рассказал экскурсовод, душ на лодке принимали один раз в 7-8 дней, при этом мылись морской водой, используя специальные моющие средства, поскольку обычное мыло в соленой воде не мылится, а на коже от такой воды остается соль. Температура воды составляла 4 градуса, и была горячей только тогда, когда лодка всплывала, и начинали работать дизели. И очень сложно представить, как в этом узком пространстве могли уместиться спальные места для 20-25 человек.
Недалеко от лодки установлены боевой морской транспортно-десантный экраноплан "Орленок" и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке "Скат".
Экраноплан "Орленок" был доставлен на территорию музея из Каспийска в июне 1997 года. Экранопланы представляют собой симбиоз самолета и корабля: они могут летать над водной поверхностью, а также выходить на берег и перемещаться надо льдом, тундрой и пр. Внутрь экраноплана попасть, к сожалению, нельзя, можно только посмотреть на него снаружи.
Катер на воздушной подушке "Скат" был также доставлен из Каспийска.
Работы по проектированию и созданию боевых кораблей и катеров на воздушной подушке в нашей стране начались в 30-40-х годах прошлого столетия. В 1966 году три десантных штурмовых катера были сданы для ВМФ страны, а в 1970 году - поисково-спасательный катер проекта 1205 для космонавтов. Серийно же катера начали выпускать с 1970 года.
Источник: сайт музейно-мемориального комплекса - http://www.museum-vmf.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий