вторник, 19 июня 2012 г.

Музейный комплекс "История танка Т-34"

В деревне Шолохово, на 36-м километре Дмитровского шоссе, находится музейный комплекс "История танка Т-34". Этот музей был открыт 6 декабря 2001 года - в день 60-летия начала контрнаступления советских войск в Битве под Москвой. С рубежа, на котором сейчас расположен музей, началось наступление на Лобню, занятую немецкими войсками.


Экспозиция музейного комплекса размещена в здании и на открытой площадке.
Снаружи представлены самоходная артиллерийская установка СУ-100 на базе Т-34, две модификации танка Т-34, а также танки Т-54А, Т-55А, Т-72, Т-80Б.


На первом этаже музея размещены экспонаты по истории создания и развития танка Т-34.
Открывают эту экспозицию материалы о предшественниках танков, в том числе и о прообразе танка Леонардо да Винчи, об истории создания первых российских бронированных машин и первых танков - боевой машины "Вездеход" конструктора Александра Пороховщикова, созданной в 1915 году; о "Царе-танке", разработанном Николаем Лебеденко; о первом советском танке "Русский Рено", созданном в 1920 году.


Основную часть экспозиции занимает история создания танка Т-34.
В СССР с ростом индустриализации в конце 1920-х годов на Ленинградском заводе "Большевик" и Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (в дальнейшем – завод № 183) началась работа над новыми проектами танков.


В декабре 1936 года начальником КБ при заводе № 183 был назначен Михаил Иванович Кошкин – человек с большим опытом организационной работы. После окончания Ленинградского машиностроительного института в 1934 – 1936 годах Кошкин работал в Ленинграде на заводе № 185 (инженер-конструктор, заместитель начальника конструкторского бюро) и был награжден орденом Красной Звезды "за выполнение задания по спец. производству": участие в разработке опытного танка Т-29.
Быстро разобравшись в сложной производственной ситуации, Кошкин поставил задачу: сохранив сотрудников и не оставляя работ по улучшению конструкции танков, выпускаемых серийно, создать танк нового поколения: "Работать не вдогонку, а на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию. Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений".
Под руководством Кошкина в конце 1930-х годов созданы опытные средние танки А-20 (колесно-гусеничный), А-32 (гусеничный) и на его базе – легендарный Т-34 (гусеничный, с дизель-мотором В-2).


Путевкой в жизнь для Т-34 послужило Постановление Комитета обороны при СНК СССР № 443 "О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 году", принятое 19 декабря 1939 года. Данным постановлением на вооружение РККА, в том числе, принимался и новый танк Т-34. Заводу № 183 предписывалось изготовить два опытных образца танка к 15 января 1940 года, а установочную партию - к 15 сентября 1940 года.
Руководители КБ Кошкин, Морозов и Кучеренко в 1942 году были удостоены Сталинской премии "за разработку конструкции нового типа среднего танка".

На втором этаже представлена экспозиция о боевом применении танка во время Великой Отечественной войны и в различных военных конфликтах XX века. Размещены диорама народного художника России Евгения Корнеева "Лобня. Наступление. 1941 год" и многочисленные макеты танков и миниатюры боевых действий.


Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны. На семи крупнейших заводах страны было произведено свыше 54 000 танков Т-34 - более 70% выпущенных танков всех типов.
Превосходство танка отмечали все ведущие немецкие танковые военачальники. Генерал-полковник Гейнц Гудериан, командовавший в 1941 году 2-й танковой армией, писал: "Очень тревожные донесения о качестве русских танков...Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно".
Танк Т-34 оказался наилучшим образом приспособленным для массового производства, был достаточно прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, обладал относительно низкой стоимостью.
В планах музея - расширение и обустройство крытой площадки. Тогда будет возможно открыть люки у танков, и посетители смогут в них залезать и смотреть внутреннее устройство. Правда, по словам сотрудников, пока все находится на стадии согласования проекта.

Источники: http://museum-t-34.ru, буклет музея, приложение к журналу "Танкодром" Московского общества истории техники "Танк на поле боя - Т-34 крупным планом" № 26, 2008 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий