пятница, 12 августа 2011 г.

Основоположник русского виноделия Лев Голицын на Рязанской земле

Голицыны – одна из самых древних русских фамилий.
Род князей Голицыных происходит от великого князя литовского Гедимина. Внук Гедимина – князь звенигородский Патрикей, прибыв в Москву в 1408 году, поступил на службу к великому князю Василию Дмитриевичу.
Князья Голицыны занимали видное место в истории России. Из рода происходило 22 боярина и 3 окольничих, фельдмаршалы и другие знатнейшие чины. При этом Голицыны входили в число 16 родов, представителей которых в XVII веке возводили в боярский чин прямо из стольников, минуя чин окольничего. Многие Голицыны были жалованы  поместьями и вотчинами.
История Голицыных на рязанской земле известна лишь частично. Случилось это из-за того, что весьма обширные владения переходили не напрямую от отца к сыну, а часто доставались племянникам или двоюродным братьям.
На территории современного Шиловского района Рязанской области князьям Голицыным принадлежали Дубровка, Акулово, Полтавка, Павловка, Аделино и другие села. Центром владения Голицыных была деревня Акулово. Согласно преданию, Михаилу Голицыну ее подарил Петр I. Царь и князь  плыли по Оке в Азовский поход. Голицын воскликнул: «Природа-то какая! Красота!», на что царь ответил: «Так владей!».
Однако самым известным из Голицыных, побывавших на шиловской земле, стал, наверно, князь Лев Сергеевич – основоположник русского виноделия в Крыму и промышленного производства шампанских вин высокого качества.   


Им были основаны завод игристых вин «Новый свет» и винодельческий комбинат «Массандра», а на Всемирной выставке в Париже в 1900 году игристое вино «Парадизо» получило Гран-при. Но начиналось все именно на Рязанской земле, в его имении в селе Дубровка.
Голицын много путешествовал по Европе, где серьезно увлекся виноделием и начал собирать редкие сорта вин.
У Льва Сергеевича была заветная мечта – отучить русского мужика от беспробудного пьянства. Голицын полагал, что шампанское, шнапс и другие благородные напитки научат его соблюдать меру в питье. Вернувшись в Россию, Голицын приказывает построить в селах Дубровка и Аделино винокуренные заводы. 


Рядом с имением в Дубровке был разбит огромный сад. В нем выращивали яблони и вишни, пытались культивировать виноград. Однако мечтам Голицына не суждено было сбыться: суровые зимы рязанской земли не способствовали виноделию, и теплолюбивая виноградная лоза погибала.
После революции усадьба была национализирована, часть архива и картин передана в Рязань, а часть имущества послужила началом коллекции Касимовского краеведческого музея.


Сейчас в Дубровке сохранились развалины усадебных построек и кирпичная стена, окружавшая сад. Сам сад зарос высокой травой, кое-где по стене вьются остатки винограда, яблони переродились в дички. К сожалению, как и во многих подобных местах, удручающе-печальная картина. О прошлом напоминает только лишь обозначение плодового сада на картах Рязанской области, и, по словам местных краеведов, винные подвалы, в которых выдерживались голицынские вина.








Село Аделино находится по другую сторону шоссе на расстоянии 16-17 км от Дубровки. Село было безымянными выселками крепостных одного из князей Голицыных, который в 1860-х годах благоустроил его, предназначив в приданое своей дочери Адели (Аделаида), по имени которой село и стало называться Аделино. Село было образцовым сельскохозяйственным поместьем и завоевало не одну медаль на выставках, а сельские школы, которые на свои средства содержала Аделаида Голицына, были одними из лучших в Рязанской губернии. 


Нынешнее Аделино переживает далеко не лучшие времена, асфальтированная дорога к селу разбита до огромных дыр лесовозами или просто очень давно не ремонтирована. По иронии судьбы, в стенах винокуренного завода князя Голицына, мечтавшего отучить мужиков от пьянства, долгое время действовал спиртовой завод. Последние годы на нем неоднократно менялись собственники, но работать он так и не начал.



Комментариев нет:

Отправить комментарий