Голубь, всегда и отовсюду возвращающийся домой, зовется возвратным
голубем. Эти голуби не отличаются особой окраской и лишены причудливых
украшений, годных для птичьих выставок. Их разводят не на показ, а
потому, что они быстрокрылы и умны. От них требуется привязанность к
родным местам и способность без промаха отыскивать их. Теперь
доискались, что чувство направления помещается в костяных извилинах уха.
Нет на свете существа, обладающего более тонким чувством направления,
чем исправный возвратный голубь. Такого голубя всегда можно узнать по
большим выпуклостям над ушами и по мощным крыльям.
Э. Сетон-Томпсон. "Арно"
Казалось бы, голуби - обычные городские птицы, которых встречаешь ежедневно. Но обладают они удивительными способностями: и "птичье молоко" вырабатывают, и могут издалека возвращаться к родному гнезду.
Эту их особенность знали еще три тысячи лет назад древние египтяне и персы и специально разводили таких птиц. Голубей использовали для военной почты, чтобы быстро передавать сообщения о победах и поражениях. В дальнейшем опыт египтян и персов переняли греки, римляне, галлы и германцы, которые оставили обильные письменные источники об употреблении голубей для военных, коммерческих и других целей. Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей.
Особое развитие получила голубиная почта в Египте при Нур ад-Дине (1146-1173); тогда за пару хороших голубей платили по 1000 динариев.
В более поздние эпохи голуби оказали большие услуги в 1572 году при осаде Харлема, в 1574 году - при осаде Лейдена.
До изобретения телеграфа в 1832 году голубиная почта пользовалась значительной популярностью среди брокеров на рынке ценных бумаг и финансистов. Почтовому голубю приписывают начало колоссального богатства Ротшильдов: известие об исходе сражения при Ватерлоо в 1815 году было получено Натаном Ротшильдом через голубя на двое суток раньше, что дало ему возможность удачно повести кампанию с французскими бумагами и разбогатеть.
Впервые голуби были официально приняты почтовой администрацией в
качестве средств доставки корреспонденции во время осады Парижа в 1870
году. И хотя не все птицы возвращались в Париж - именно голуби стали основным средством доставки почты в осажденный город.
Первоначально письма писались на очень тонкой бумаге,
упаковывались в кожаный мешочек и прикреплялись к голубю. Затем некий
месье Дагрон предложил новую технологию
обработки писем способом микрофотографии. Вся почта для Парижа
накапливалась в Туре. Затем тексты писем набирались мелким типографским
шрифтом и верстали листами, наподобие газеты. А после эти листы
фотографировались с большим уменьшением. Пленка помещалась в кусочек
полого гусиного пера, заклеивалась воском и привязывалась к почтовому
голубю. Голубь нес 15-20 таких пленок. В результате голубь доставлял в
Париж текст, объем которых достигал 70 тысяч слов. В Париже был открыт "голубиный почтамт", где
происходила расшифровка получаемых сообщений. Текст пленки с помощью
специального аппарата проецировался на экран, с которого почтовые
чиновники списывали текст. При благоприятных условиях письма доставляли в
руки адресата уже через 7-8 часов после отправления их из Тура.
За все время франко-прусской войны 73 голубями из 363 было передано 150 000 официальных и до миллиона частных депеш. Впоследствии благодарные парижане поставили голубю памятник.
После франко-прусской войны почтовых голубей стали разводить для военных целей во многих странах Европы. Почтовые голуби находили как военное, так и гражданское применение. В частности, до изобретения радио голуби использовались редакциями газет для получения информации о гонках яхт,
причем некоторые яхты были оборудованы для этой цели голубятнями. В
конце XIX столетия опыты с организацией голубиной почты проводились во
многих странах мира, о чём свидетельствуют публикации в прессе того времени.
Существовала голубиная почта и в России. В 1890 году в Киеве было
учреждено первое частное общество почтово-голубиного спорта. В русской
армии появились голубиные станции.
Первая же регулярная частная голубиная почта была организована в
Новой Зеландии в конце девятнадцатого века. Сообщение между Новой
Зеландией островом Большой Барьер было сильно затруднено. Напомним, что
радио в то время еще не существовало. Поэтому в 1890 году возникла идея
организовать почтовую связь с помощью голубей. Но только в 1896 году
открылась регулярная почтовая линия Окленд – Окупу (остров Большой
Барьер). Для справки: голубь преодолевал это расстояние примерно за 1
час 15 минут. Вскоре голубиная поста распространилась на другие острова и стала
настолько массовой, что в 1898 была выпущена тиражом 1800 экземпляров
специальная почтовая марка.
Голубиная связь широко применялась в годы Первой и Второй мировых войн.
Известен факт, когда за большие заслуги в Первой мировой войне звание полковника английской армии было присвоено почтовому голубю № 888, который был похоронен после смерти со всеми воинскими почестями.
Еще один известный голубь-герой Первой мировой войны - Шер Ами. На протяжении 1918 года Шер Ами совершил десятки боевых вылетов в районе Вердена и доставил 12 сообщений особой важности. В октябре 1918 года он с
перебитым крылом, простреленной грудью и без одной лапы перелетел линию
фронта, добрался до штаба армии и спас тем самым 194 солдат 77-го
пехотного батальона, которые оказались отрезанными от основных сил
союзников. За отвагу Шер Ами был награжден французским "Военным
крестом", но спустя несколько месяцев скончался, так и не оправившись от
ран. Чучело Шер Ами экспонируется в Национальном музее американской
истории.
Для голубиной связи использовали стационарную или подвижную (полевую) голубиную станцию (голубятню) на повозке, автомобиле. На военных станциях для голубей было принято клеймо в 1½ дюйма (3,81 см) длины, которое представляло собой медную коробочку, в середину которой вставляли римские цифры, обозначающие месяц, а арабские - число рождения и год; по краям коробки были буквы станций назначения.
Во время Второй мировой войны голубиная почта была не только сухопутной, но и морской. В 1942 году голубь спас экипаж подводной лодки союзников, подорвавшейся на глубинной бомбе. Преодолев сотни миль, почтовый голубь долетел до базы и в дальнейшем был навечно зачислен в экипаж спасенной лодки.
В Советской армии во время Великой отечественной войны голубями было доставлено более 15 000 сообщений с передовой, от партизанских отрядов, групп разведки. В память об этом в Самаре был установлен памятник почтовому голубю.
Источники: https://ru.wikipedia.org, http://mirmarok.ru, http://en.wikipedia.org, http://schkalova.ru
Во время Второй мировой войны голубиная почта была не только сухопутной, но и морской. В 1942 году голубь спас экипаж подводной лодки союзников, подорвавшейся на глубинной бомбе. Преодолев сотни миль, почтовый голубь долетел до базы и в дальнейшем был навечно зачислен в экипаж спасенной лодки.
В Советской армии во время Великой отечественной войны голубями было доставлено более 15 000 сообщений с передовой, от партизанских отрядов, групп разведки. В память об этом в Самаре был установлен памятник почтовому голубю.
Источники: https://ru.wikipedia.org, http://mirmarok.ru, http://en.wikipedia.org, http://schkalova.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий